Сосед заснул, убаюканный привычным шумом автомобилей. И вдруг за стеной малогабаритной квартиры явственно раздался стук копыт. Яростный ритм перерастал из рыси в галоп. "Хулиганство!" - вздохнул сосед и, шаркая шлепанцами, побрел искать нарушителя спокойствия. Даже если бы дверь, из-за которой доносился шум, ему открыл сам идальго Ламанчский на своем Росинанте, человек не удивился бы столь сказочному обороту дел, а только повторил - хулиганство! - и потре- бовал выдворить лошадь прочь. Примерно такая ситуация возникает в одной из песен Виктора Цоя, лидера ленинградской рок-группы "Кино". Пожелав всем спокойной ночи, Виктор забросил намечавшуюся было в его судьбе профессию резчика по дереву и отправился трудиться истопником в котельную, которая стала известна среди молодежи под романтическим названием "Камчатка", где подолгу засиживались, слушая композиции Цоя. Чем выделяется этот парень из ряда современных героев рок-н-ролла? Колоритной восточной внешностью? Суровым выражением лица? Да. А еще - странной уверенностью в своих силах. В сущности, он поет о том же, о чем другие рокеры: о своем поколе- нии. Сценический образ воплощался в произношении слов в манере дворовой шпаны, форсированно, с растяжкой. Персонаж Виктора Цоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в путь, вступить в бой. Он таинственно улыбается безусловной победе, даже когда сажает "алюминиевые огурцы на брезентовом поле". Дело не в том, что он отказывался от легкого пути, дело в том, что, позвав за собой, манил не на красивую гибель, а к выигрышу по большому счету. Так уж сложилось, пел Цой - "где бы ты ни был, что б ты ни делал, между землей и небом - война". И в тотальной войне за место под сол- нцем уверенность в осмысленности, на первый взгляд иррациональных, "невыгодных" поступков служит залогом сохранения духовности. В этом, собственно, и состоит цель песенного героя Виктора Цоя. Не предлагая чудодейственных рецептов, не скалясь на "отдельные недос- татки", Цой просто заявлял: "дальше действовать будем мы". И по дорогам снова мелькал плащ странствующего рыцаря. Погиб Виктор Цой. Нет больше группы "Кино". До сих пор это звучит странно. Гибель Цоя - второе столь сильное трагическое потрясение нашего рок- н-ролла после самоубийства Саши Башлачева. Это второй удар... Оба были из числа тех, кому, как пел Цой, "умирать молодым". Это была мгновенная смерть. "Москвич" на полном ходу врезался в иду- щий навстречу "Икарус". От автомобиля остался только багажник... Эксперты предполагают, что Виктор заснул за рулем. Но установить это точно уже никто не сможет. Возможно, злую роль сыграло и то, что Виктор водил машину меньше года... Трагическая и нелепая смерть Цоя потрясла миллионы молодых людей страны, увлеченных рок-культурой. Похороны 28-летнего Виктора заста- вили многих иначе оценить творческое наследие музыканта, поэта и композитора. Он был душой и сердцем группы "Кино", корни которой начали прорастать в Ленинграде. Остались песни, пластинки, магнитоальбомы, кинофильмы и видеоленты, и все это будет с нами надолго. "Закрой за мной дверь. Я ухожу", - пел он в одной из своих песен. Девять лет назад, в безмятежный августовский день, он ушел навсегда. Из жизни... И в необратимых уходах тоже, наверное, есть свой смысл. Он ушел и заставил нас еще острее почувствовать пустоту, зияющую на том месте, где пульсировала живая артерия песен, где немногословный, ироничный и мудрый человек по имени Виктор Цой пытался вместе с нами отыскать ответы на вечные вопросы. Годовщина смерти. Горькие слова. Но есть и другие - на стенах московского Арбата и других "Арбатов" - петербургских, сибирских, волжских: "Ты жив!", "Ты с нами!". Простая истина: человек, уходя, остается... Светлана Зотова "Камчатка" Виктора Цоя "Самарская Газета, август 1999