Сосед заснул,  убаюканный  привычным шумом  автомобилей.  И вдруг за
стеной  малогабаритной   квартиры  явственно  раздался  стук  копыт.
Яростный  ритм перерастал из рыси в галоп. "Хулиганство!" - вздохнул
сосед и, шаркая шлепанцами, побрел искать нарушителя спокойствия.

Даже если бы дверь,  из-за  которой  доносился шум,  ему открыл  сам
идальго Ламанчский на своем Росинанте,  человек не удивился бы столь
сказочному обороту дел,  а только повторил - хулиганство! - и потре-
бовал выдворить лошадь прочь.  Примерно  такая  ситуация возникает в
одной из песен Виктора Цоя,  лидера ленинградской рок-группы "Кино".

Пожелав всем спокойной ночи, Виктор забросил намечавшуюся было в его
судьбе профессию резчика по дереву и отправился трудиться истопником
в котельную, которая стала известна среди молодежи под романтическим
названием "Камчатка",  где подолгу  засиживались,  слушая композиции
Цоя.

Чем выделяется  этот  парень из ряда современных героев рок-н-ролла?
Колоритной восточной внешностью?  Суровым выражением лица? Да. А еще
- странной уверенностью в своих силах.

В сущности, он поет о том же,  о чем другие рокеры:  о своем поколе-
нии.  Сценический  образ  воплощался  в  произношении  слов в манере
дворовой шпаны, форсированно, с растяжкой.

Персонаж Виктора Цоя не просто готов выйти под дождь,  отправиться в
путь,  вступить в бой.  Он таинственно улыбается безусловной победе,
даже когда сажает "алюминиевые огурцы на брезентовом поле".  Дело не
в том,  что он отказывался от легкого пути, дело в том, что,  позвав
за собой,  манил  не  на  красивую гибель,  а к выигрышу по большому
счету.

Так уж сложилось,  пел  Цой - "где бы ты ни был,  что б ты ни делал,
между землей и небом - война". И в тотальной войне за место под сол-
нцем уверенность  в осмысленности, на первый взгляд  иррациональных,
"невыгодных" поступков служит залогом сохранения духовности.

В этом, собственно,  и  состоит цель песенного героя Виктора Цоя. Не
предлагая чудодейственных рецептов,  не скалясь на "отдельные недос-
татки",  Цой  просто  заявлял:  "дальше действовать будем мы".  И по
дорогам снова мелькал плащ странствующего рыцаря.

Погиб Виктор Цой.  Нет больше группы "Кино".  До  сих пор это звучит
странно.

Гибель Цоя - второе столь сильное трагическое потрясение нашего рок-
н-ролла после  самоубийства  Саши Башлачева.  Это второй удар... Оба
были из числа тех, кому, как пел Цой, "умирать молодым".

Это была мгновенная смерть. "Москвич" на полном ходу врезался в иду-
щий навстречу "Икарус".  От  автомобиля  остался только  багажник...
Эксперты предполагают, что Виктор заснул за рулем. Но установить это
точно уже никто не сможет.  Возможно,  злую  роль сыграло и то,  что
Виктор водил машину меньше года...

Трагическая и нелепая смерть  Цоя  потрясла  миллионы  молодых людей
страны, увлеченных рок-культурой. Похороны 28-летнего Виктора заста-
вили многих  иначе оценить  творческое наследие  музыканта,  поэта и
композитора.  Он  был душой и сердцем группы "Кино",  корни  которой
начали прорастать в Ленинграде.

Остались песни,  пластинки, магнитоальбомы, кинофильмы и видеоленты,
и все это будет с нами надолго.

"Закрой за мной дверь. Я ухожу", - пел он  в  одной из своих  песен.
Девять лет назад, в безмятежный августовский день, он ушел навсегда.
Из жизни...

И в необратимых уходах тоже,  наверное,  есть свой смысл. Он ушел и
заставил нас еще острее почувствовать пустоту, зияющую на том месте,
где пульсировала живая артерия песен, где немногословный, ироничный
и мудрый человек по имени Виктор Цой пытался вместе с нами отыскать
ответы на вечные вопросы.

Годовщина  смерти.  Горькие  слова.  Но  есть и другие - на  стенах
московского  Арбата и других "Арбатов" - петербургских,  сибирских,
волжских: "Ты жив!", "Ты с нами!".  Простая истина: человек, уходя,
остается...

                                                    Светлана Зотова
                                             "Камчатка" Виктора Цоя
                                     "Самарская Газета, август 1999